Рассказ представителям деловых и специализированных изданий о ситуации на рынке стал доброй традицией для заместителя генерального директора по авиационному страхованию компании «АльфаСтрахование» Ильи Кабачника. Более чем двухчасовая онлайн-встреча, состоявшаяся в самом конце 2020 года, помогла пролить свет на текущее положение дел в этом бизнесе. Касательно будущего чётко просматривается только одна тенденция: достоверно прогнозировать в краткосрочной перспективе по-прежнему невозможно, так как степень неопределённости, как и месяц, и девять месяцев назад, чрезвычайная. Но невозможность прогнозирования не отменяет необходимости постоянной работы над развитием продуктов и их приспособлением к рыночным реалиям.
Хотели как лучше... получили как никогда
Период относительной стабильности в сегменте страхования авиационных рисков в конце минувшего десятилетия подошёл к концу. После ряда крупных убытков стали очевидны необходимость и неизбежность повышения тарифов. В ходе брифинга, проходившего в сентябре 2019 года ещё в формате оффлайн, И. Кабачник констатировал, что соотношение премий и убытков неблагоприятно для страховщиков. На 2020 год возлагались надежды как на период, когда тарифы возрастут, масштабные убытки повторяться не будут, что позволит добиться более устойчивого положения рынка. Увы, ожидания не сбылись. "Можно как угодно описывать то, что произошло потом… но это нельзя назвать «более устойчивым состоянием рынка», — иронизирует собеседник.
Для авиационной отрасли, призванной связывать людей как внутри стран, так и на международном уровне, введение локдауна стало самым болезненным ударом. Ни кризис 2008—2009 годов, ни события 2014—2015 годов не могут идти в сравнение с тем, что мы наблюдали в минувшие месяцы. Столь же драматический обвал объёмных показателей встречался в истории нашей гражданской авиации единожды: после развала СССР. Но и тогда, несмотря на масштаб изменений в общественном устройстве и экономике, динамика спада была не такой катастрофичной, как во втором квартале 2020 года. За считанные недели конца первого — начала второго квартала количество перевозимых пассажиров сократилось почти в 20 раз.
Для индустрии, где основу бизнеса составляет страхование регулярных пассажирских перевозок, ситуация обернулась тем, что денежный поток стал отрицательным. Размер премии ещё недавно определялся величиной тарифа и объёмными показателями перевозок. Соответственно, обнуление перевозок привело к необходимости выполнить перерасчёт величины премий и возврат средств. Конечно, частично деньги за предыдущие периоды были зачтены в качестве взноса на будущее, однако с точки зрения бухгалтерского баланса денежный поток страховщиков был отрицательным. «Мы таким образом в 2020 году вернули авиакомпаниям никак не меньше 300 млн рублей», — констатировал И. Кабачник.
Невозможность достоверного краткосрочного планирования привела к тому, что страховщики стали заключать договоры с фиксированной минимальной платой. Только таким образом компаниям удаётся сверстать финансовые планы и выстроить работу с перестраховщиками. Помимо пересмотра условий договоров, действовали и другие факторы, их сочетание позволило страховому сообществу удержать премии на уровне, незначительно отстающем от 2019 года. Согласно приведённым на брифинге данным Центробанка РФ, сборы за девять месяцев 2020 года составили 12,3 млрд рублей против 12,4 млрд годом ранее. С учётом того, что на четвёртый квартал в отрасли исторически приходится не более 15% от годовой премии по этому виду бизнеса, можно прогнозировать, что общие сборы будут на уровне 14 млрд рублей, как и годом ранее. Такой результат стал следствием существенного падения объёмов перевозок с одной стороны, роста тарифов и курсовыми разницами — с другой стороны. Как известно, весомая часть договоров страхования номинирована в дорожающих долларах, поэтому рублёвая выручка росла вслед за обменным курсом.
Риски, которые не материализовались... пока
Одним из самых значимых рисков, который для себя видело страховое сообщество, была чрезмерная географическая концентрация стоимости застрахованных активов. Авиакомпании по всему миру вывели из эксплуатации огромное количество воздушных судов. Соответственно, лайнеры, припаркованные в аэропортах «крылом к крылу», стали слишком удобной «мишенью» для неблагоприятных метеоусловий. И если ранее, получив штормовое предупреждение, перевозчики могли отменить полёты в тот или иной город, либо перебазировать парк в другие аэропорты, то теперь, на фоне того, что припаркованные лайнеры законсервированы, никакие оперативные мероприятия невозможны. Ураганы, смерчи, цунами и даже банальный град могут в считанные часы принести убытки на миллиарды долларов. 2020 год, к счастью, не превратил мрачные ожидания в реальность. Но до тех пор, пока немалая часть парка остаётся на земле в законсервированном и скученном состоянии, риск остаётся актуальным.
Другим страшным сном для страховщиков является банкротство перевозчиков. Неплатёжеспособность клиента, его уход, тем более — с накопленной задолженностью, неизбежно негативно отразился бы сначала на страховых компаниях, затем — на перестраховщиках. Редкой удачей 2020 года в «АльфаСтрахование» считают то, что платёжная дисциплина клиентов, несмотря на весь драматизм ситуации, оставалась на высоком уровне. «Такой обычный аспект кризиса, которым является рост дебиторской задолженности, мы сейчас не наблюдаем, — отметил И. Кабачник. — Мы хотим сказать спасибо своим клиентам и партнёрам за сознательное отношение и дисциплину платежей по страхованию». Конечно, не обошлось без дополнительных усилий со стороны страховщика, которому пришлось усилить контроль за своевременным поступлением денежных средств. Но и тут, заглядывая в будущее, замдиректора компании не готов дать утешительного прогноза. Он напомнил, что события и 2008—2009 годов, и 2014—2017 годов сопровождались уходом из бизнеса достаточно большого количества игроков. Первая волна унесла «Дальавиа» и ряд авиакомпаний, входивших в альянс AiRUnion. После второй волны мы недосчитались в рядах перевозчиков «Трансаэро», а затем и «ВИМ-Авиа». Но в 2020 году, несмотря на радикально худшие условия, чем прежде, ни один из авиаперевозчиков не прекратил операционной деятельности. «Сейчас, несмотря на то, что масштаб спада гораздо больше [чем во времена предыдущих кризисов - "АвиаПорт"], мы пока что не видели ухода компаний с рынка. Что это означает, — задаётся вопросом И. Кабачник. — На самом деле это означает, что они [банкротства - "АвиаПорт"] обязательно будут».
Ни объёмные показатели по авиаперевозкам на весь 2021 год, ни сроки возврата авиарынка к уровню 2019 года, ни устойчивость бизнеса отдельных авиакомпаний предсказать невозможно. Но с уверенностью можно утверждать, что в первые два месяца наступившего года будет наблюдаться существенное отставание по количеству перевезённых пассажиров относительно 2020 года. Локдаун, введённый сначала на китайском, потом корейском, и лишь затем на других направлениях, умеренно повлиял на итоги первого квартала. «Было два месяца, январь и февраль, когда всё, кроме полётов в Китай, было нормально. На них пришлось 16 млн пассажиров, — отмечает замглавы „АльфаСтрахование“. — 2021 год начнётся с того, что этого [высокого результата первых двух месяцев года - "АвиаПорт"] не будет. То есть первый квартал 2021 года будет не только ниже 2019 года, мы уже привыкли всё сравнивать с 2019 годом, а существенно ниже 2020 года».
«Нет полётов» не означает «Нет убытков»
В ходе предыдущего брифинга И. Кабачник представил данные по выплатам, совершённым по договорам КАСКО в результате наступления страховых случаев с воздушными судами отечественных авиакомпаний. Катастрофа с самолётом «Аэрофлота» в мае, авария с лайнером «Уральских авиалиний» в августе и столкновение воздушных судов «Аэрофлота» и Royal Flight в сентябре 2019 года принесли убытки на уровне $99,6 млн. Снижение количества выполняемых рейсов в 2020 году, казалось бы, должно было отразиться и на количестве авиапроисшествий, и на потерях. Но статистика этот тезис подтверждает не в полной мере. Лайнер авиакомпании «Северный ветер» получил серьёзные повреждения в Анталье ещё в докризисном январе, также до локдауна произошло повреждение самолёта авиакомпании «Ютэйр» в Усинске. Но и во втором полугодии происшествия отмечались неоднократно. В августе топливозаправщик в «Шереметьево» протаранил борт «Аэрофлота», а Ан-74 авиакомпании ЗАО «ЮТэйр» совершил жёсткую посадку на Мали. Наконец, под конец года после разрушения двигателя в полёте в Новосибирске получил существенные повреждения Ан-124 «Руслан» авиакомпании «Волга-Днепр». Сегодня невозможно достоверно оценить объём убытков страховых компаний, потому что по ряду случаев ремонт ещё не завершён, нет и полного понимания, удастся ли восстановить лётную годность «Руслана». Лимиты ответственности по договорам КАСКО по этим событиям достигают $98,5 млн. Таким образом, при неудачном для страховщиков стечении обстоятельств, убытки по этому виду страхования будут на уровне прошлогодних. Правда, есть и позитивное обстоятельство — отсутствие человеческих жертв во всех отмеченных случаях, поэтому выплаты по договорам страхования ответственности авиакомпаний не испортят финансовые результаты года.
Российская Федерация с точки зрения аварийности в 2020 году не сформировала собственного тренда. В мире год завершился с результатом восемь катастроф и 315 погибших. В сравнении с минувшей пятилеткой наблюдается некоторое снижение числа происшествий и их тяжести: средние показатели составляют, согласно данным Aviation Safety Network, 13 катастроф и 340 погибших. Цифры 2019 года — 20 катастроф и 283 погибших. Крупнейшие события минувшего года — поражение зенитной ракетой самолёта «Украинских авиалиний», произошедшее 8 января под Тегераном, а также катастрофа пакистанского A321 22 мая. Но на рынок страхования существенное влияние могут оказывать не только катастрофы: так 22 июля в пожаре в аэропорту Шанхая был существенно повреждён Boeing 777F Ethiopian Airlines. Страховая стоимость самолёта составляет около $190 млн, и, если борт не будет восстановлен, отрасль ожидает самая крупная выплата КАСКО за всю историю. Но и это — не главный риск для индустрии авиационного страхования. Сегодня очевидно, что ответственность перед родственниками погибших в двух катастрофах лайнеров 737 MAX будет нести компания Boeing, и страховщики авиапроизводителя уже дали оценку потенциальных выплат: более $2 млрд. Это событие рискует поставить антирекорд для перестраховщиков авиационных рисков, значительно превышающий по своим масштабам все известные ранее события, включая трагедию 11 сентября 2001 года.
Окончательное подведение итогов по событиям 2020 года ожидается нескоро. По словам И. Кабачника, сроки выполнения ремонтов стали затягиваться, а стоимость работ по восстановлению воздушных судов — непрогнозируемо увеличивается. Почти повсеместное введение ограничений на международные полёты во втором квартале 2020 года сделало почти невозможными перемещения не только туристов, но и инженеров, которые должны оценивать масштабы повреждений, нанесённых воздушным судам, и разрабатывать мероприятия по восстановлению лётной годности самолётов. В счетах, выставляемых авиакомпаниям, появились оговорки: «рабочее время составляет столько-то часов, не считая карантинных мероприятий». И если сотрудники компании-авиапроизводителя застревали после въезда в Россию на пару недель из-за обязательной обсервации, то оплачивать это приходилось перевозчикам и страховщикам.
Остаются сильнейшие, терпеливые и «везучие»?
Минувший год, по оценке И. Кабачника, оказался достаточно благоприятным для отечественного страхового рынка в целом, и, по его словам, «российские страховщики собираются этот год закончить с хорошей прибылью». Это даёт основания предположить, что компании как минимум не покинут своих рубежей, а, возможно, и попробуют увеличить рыночное присутствие, в том числе в аэрокосмическом сегменте. Что же касается мирового рынка, убытки, сформированные в авиационном и космическом секторах, привели к тому, что в 2019 и 2020 годах сразу несколько крупных игроков отказались от принятия соответствующих рисков. При этом космическое страхование сжимается ускоренными темпами: подразделения закрываются, количество игроков минимизируется. Пусть и немногим, но лучше ситуация в страховании авиационных рисков. Здесь тарифы стали повышаться и отток крупных игроков в 2020 году почти прекратился. Наступившее равновесие, очевидно, неустойчиво, но продолжающийся рост тарифов может возвратить интерес к сегменту со стороны крупных игроков.
Точно оценить рост тарифов затруднительно — это конфиденциальная информация. По оценкам И. Кабачника, для отечественных пассажирских авиакомпаний удорожание составило 20-30%, при этом вместо премии, привязанной к тарифу и объёмным показателям, всё чаще устанавливается фиксированная премия. Несколько существеннее рост тарифов в сегментах АОН, вертолётных операциях. Есть и компании, поставившие антирекорды по росту премий. На фоне крайне убыточного для страховщика контракта с оператором аэропорта «Шереметьево», продление полиса в 2020 году не состоялось. Ответственность удалось застраховать, заключив контракт с другой страховой компанией, с сокращением срока договора с трёх до двух лет, и с повышением премии с $700 тыс. до $5,5 млн! Такова оказалась расплата за промахи в обеспечении безопасности полётов.
Есть ли перспективы улучшения ситуации с аварийностью на воздушном транспорте в России? Увы, здесь эксперты не могут дать однозначного утешительного ответа. «Фундаментальная проблема, которая нас беспокоит, — это отсутствие какой бы то ни было перспективы улучшения дел с безопасностью полётов в нашей стране, — заявил И. Кабачник. — В стране официально отсутствует государственная политика, которая должна выражаться в наличии государственной программы безопасности полётов. Её нет. И если посмотреть на проект Транспортной стратегии, там есть безопасность дорожного движения... и ничего нет про безопасность полётов».
Наконец, заместитель генерального директора страховой компании констатировал, что за минувшие годы санкции, введённые против отдельных юридических и финансовых лиц в Российской Федерации, стали оказывать влияние и на авиационное страхование. Невозможность перестраховать риски компаний, зарегистрированных в Крыму, не является чем-то новым. Но, по словам И. Кабачника, проблемой является то, что негативный информационный фон не размывается, и существует риск того, что Россия будет восприниматься как рискованный, токсичный рынок. Следствием этого может стать сокращение количества компаний, работающих с нашими страховщиками, а затем и неизбежное повышение издержек при перестраховании.
С таким раскладом сил и такими настроениями страховщики вступили на неизведанную территорию 2021 года. А уже 9 января произошло первое в году крупное событие — катастрофа Boeing 737 авиакомпании Sriwijaya Air, произошедшая в Индонезии. Надежды на то, что наступивший год окажется намного удачнее минувшего, постепенно улетучиваются. Но у авиационного страхования есть ещё один сегмент, в котором бизнес идёт успешно. Поэтому значительная часть брифинга была посвящена продуктам для авиапутешественников.
Всё лучшее — авиапассажирам
Компания «АльфаСтрахование» за относительно короткий период с 2015 года смогла превратить добровольное страхование авиапассажиров в массовый и удобный сервис. И если в достижении высоких объёмных показателей можно увидеть следствие политики ряда авиакомпаний, по умолчанию включающих страховой полис в пакет дополнительных услуг при продаже билета (так называемая предвыбранная опция), то удобство сервиса — заслуга самой страховой компании.
До 2015 года существовала возможность дистанционного урегулирования — для этого клиенту требовалось написать заявление о наступлении страхового случая, которое подавалось лично в офисе страховщика, либо по почте. Затем следовало самостоятельно собрать подтверждающие документы и отправить оригиналы почтой. После рассмотрения всех материалов выплата осуществлялась переводом денежных средств на счёт клиента. В 2015 году был сделан первый шаг к электронному урегулированию: для подачи заявления можно было воспользоваться электронной почтой, сайтом страховой компании или её мобильным приложением. Ещё спустя два года документооборот стал цифровым: вместо оригиналов подтверждающих документов страховщик стал принимать скан-копии. Наконец, 2018 год принёс революционное изменение сервиса: страховщик стал самостоятельно отслеживать наступление страхового случая. При длительной задержке рейса компания рассчитывала величину компенсации и производила выплату на банковскую карту застрахованного лица. Текущая версия — второе поколение сервиса с моментальными выплатами, позволяет предельно сократить время поступления денежных средств клиенту. В мобильном приложении всего пять «экранов», с которыми взаимодействует пассажир при наступлении страхового случая. В момент, когда самолёт с задержкой вылетел из пункта отправления, система рассчитывает величину страховой выплаты. Пассажир получает SMS с предложением перейти на специальную страницу на мобильной версии сайта компании. Далее ему необходимо пройти идентификацию (сделать фото своего паспорта), ввести полученный четырёхзначный код и ввести номер банковской карты. «Дальше происходит „АльфаМагия“, и деньги поступают на счёт, — рассказывает руководитель управления партнёрских онлайн-продаж „АльфаСтрахование“ Кирилл Тихонов. — Мы добились того, что с момента, когда клиент укажет номер карты, до момента поступления денег на карту проходит 2 минуты 06 секунд. И сейчас в структуре всех наших урегулированных событий и выплат по задержкам и отменам рейсов более 80% — моментальные».
Создание и активное продвижение нового продукта позволило достаточно существенно увеличить объём продаж. К. Тихонов в ходе презентации представил статистику, согласно которой доля пассажиров, которые приобрели полисы авиационного страхования (соотношение количества полисов к количеству сегментов), увеличилась с 2012 по 2019 год втрое. И даже в 2020 году, на фоне спада перевозок, доля клиентов, выбравших добровольную страховку, увеличилось на 12,8% по отношению к 2019 году, хотя продажи в абсолютном выражении, очевидно, сократились. А в апреле, как и в случае со страхованием авиаперевозчиков, финансовые результаты этого вида бизнеса и вовсе оказались отрицательными: вслед за возвратом билетов на отменённые рейсы страховщики возвращали премии, уплаченные за страхование пассажиров.
По словам И. Кабачника, второй квартал 2020 года, несмотря на обвал перевозок, стал периодом динамичного развития продуктов для путешественников. «На этом фоне [спада перевозок - "АвиаПорт"] мы получали массу запросов от партнёров о том, что нужны новые продукты, — отметил собеседник. — [Прошедший - "АвиаПорт"] год мы постарались использовать для того, чтобы... поговорить с партнёрами, понять, какие новые продукты можно предложить». Одной из новаций стали продукты группы «AntiCovid» для путешественников. Сегодня через сети 25 партнёров, включая авиакомпании, онлайн трэвел агентства и авиакассы продано более 700 тыс. полисов, по которым уже выплачено порядка 150 млн рублей.
Ещё одно направление совершенствования продукта связано с внедрением новых подходов в ценообразовании на страховки. Внутри «АльфаСтрахование» продукт получил название Smart Offer. Впервые пилотный проект был запущен совместно с компанией «Аэрофлот — российские авиалинии», а затем новации были апробированы и в партнёрстве с S7 Airlines. Суть «Умного предложения» в том, чтобы путешественник, приобретая авиабилет, получил предложения по страховому продукту, максимально адаптированные к конкретному перелёту. «В зависимости от класса перевозки, кода тарифа, включённых услуг, имеющихся в заказе, и, немаловажно, от цены билета, мы предоставляем различные варианты набора страховых рисков и страховых лимитов, которые, на наш взгляд, являются наиболее релевантными для этого пассажира и заказа. Соответственно, изменяется цена страховки», — пояснил К. Тихонов. В качестве примера он назвал страховку от невылета. «Если у человека невозвратный тариф, совершенно логично предложить ему эту услугу в структуре пакета», — полагает специалист. В ходе пилотных проектов на больших данных проверяются гипотезы и уточняются параметры предложений. «Для нас идеальная картина — когда мы умудряемся, в зависимости от наших данных о перевозке и у пассажире, предложить ему именно то, что ему нужно в момент покупки билета и полиса. Это наша сверх идея», — резюмировал И. Тихонов.
Источник: aviaport.ru