Несмотря на факторы риска, погрузка на сети РЖД в I квартале показала положительную динамику. Увеличены показатели по перевозкам каменного угля, удобрений и черных металлов на экспорт. Учитывая низкую базу прошлого года, в апреле ожидается рост погрузки примерно на 2,7%. О тенденциях, ключевых направлениях и скрытых резервах рассказал Алексей Шило, заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник ЦФТО.
«Из трендов, которые закладываются в план, – прирост погрузки каменного угля (примерно 10,5%, учитывая низкую планку периода прошлого года). Планируем, что продолжится рост отгрузки удобрений на 6,2%, и видим взрывной рост перевозок и потребности в перевозке черных металлов на экспорт. Если внутри страны ожидаем снижение на 3,5%, то на экспорт прогнозируем рост на 11%», – сообщил А. Шило.
Он отметил, что ведется оперативная работа по заявкам на погрузку черных металлов с учетом возможностей инфраструктуры РЖД и портов. В связи с ростом данной номенклатуры ожидается интерес к перевозкам железной руды и лома черных металлов: примерно 2,2 и 13,4% соответственно.
Сегодня определенные опасения вызывают нефтяные грузы. По словам А. Шило, в РЖД понимают, что вероятность выйти на показатели апреля прошлого года низкая.
«Пока в план заложено снижение погрузки нефтепродуктов на 0,6%. Но тем не менее мы за них еще поборемся. Сейчас проводим переговоры с нефтяными компаниями с целью синхронизации ремонтных работ у коллег в II квартале, возможна проработка тарифных и технологических условий для увеличения объемов погрузки», – отметил спикер.
Апрельский прогноз сделан на основании планов грузоотправителей. В целом во II квартале в РЖД ожидают рост по нефтяным грузам на 4,6% по отношению к аналогичному периоду 2020 года.
Объем внутрироссийских перевозок снизился по сравнению с I кварталом 2020-го, а основной рост приходится на экспорт. Если в течение года возникнут факторы, способные негативно повлиять на него, то показатели по некоторым грузам снизятся. По словам А. Шило, существуют резервные позиции, у которых отрицательная динамика, но они обладают перспективами. Например, строительные грузы.
«Если посмотреть на работу в I квартале, то заметно большое снижение по строительным грузам. Абсолютная среднесуточная величина падения составила 7,8%. Суммарно это чуть больше 2,5 млн т. Думаю, что это нам вполне по силам восполнить, и в II квартале мы выйдем на показатели прошлого года», – рассказал А. Шило.
Он отметил, что ситуация с полувагонами стабильна, несмотря на ожидаемый профицит парка. Возможно, увеличенный спрос сыграет роль в повышении ставки, но, по оценкам РЖД, это не станет препятствием для роста объема погрузки.
«Ставка сегодня, как мы ее видим, комфортная, для того, чтобы реализовывать перевозку строительных грузов по России. Стройка – один из резервов, на который мы рассчитываем. Поэтому, возможно, небольшое падение экспорта компенсируется наращиванием перевозок внутри страны», – заключил А. Шило.
Хороший рост в I квартале показали зерновые грузы. В январе он составил 74%, в феврале – 39,4%, в марте отмечалось незначительное снижение – 0,1% по отношению к 2020 году. Падение экспорта зерна составило 7%, при этом перевозки внутри страны выросли на 9,7%. Влияние оказали государственные регуляторные меры, в частности, повышение пошлины на вывоз зерна. В II квартале ожидается стабильное снижение погрузки зерновых грузов – порядка 7%.
«По итогам I квартала говорить о корректировке планов на 2021 года рано. Более того, прогнозы, которые мы делали на I квартал в IV квартале 2020-го, сбылись. От того прогноза – у нас чуть больше упала погрузка нефтепродуктов, но подросли контейнерные перевозки и перевозки железной руды, то есть небольшое изменение структуры. В целом показатели, которые мы запланировали, состоялись. Поэтому тот объем, который заложен на 2021 год, то есть рост на 1,6% по отношению к 2020-му, кажется реалистичным», – поделился А. Шило.
Источник: rzd-partner.ru